Евгений Бирюков: Зангезурский коридор – мост в тюркский мир

40 километров дорожного полотна где-то на задворках Азербайджана и Армении на неделе стали камнем преткновения для всех мировых гигантов – США, России, Индии и Ирана. Почему этот короткий отрезок, который называют Зангезурским коридором, стал вдруг таким важным, мы разбирались с экспертом в области геополитики Евгением Бирюковым, который изучает регион Закавказья более 10 лет.
Для Азербайджана Зангезурский коридор – это мост в тюркский мир. Анкара, поддерживаемая Великобританией, уже набрала кредитов в международных банках на 2,4 миллиарда евро, чтобы его построить. Это будут автомобильная и железная дороги из западных районов Азербайджана в Нахичеванскую Автономную Республику через Армению. Контролировать коридор предложили американцам, те согласились и убили сразу двух зайцев: коридор под контролем Трампа отодвигает с геополитической арены Закавказья Иран и Россию.
Причем Иран, в отличие от России, даже идею Зангезурского коридора никогда не поддерживал, потому что он перекроет другой коридор – «Север-Юг». Напомним, что это стратегический международный маршрут между Россией, Индией, Ираном и еще 11 государствами, который вдвое короче и дешевле морского пути через Суэцкий канал.
Политолог Евгений Бирюков раскладывает эту ситуацию по полкам:
«Иран говорил неоднократно, что Зангезурский коридор угрожает стратегическим интересам Ирана. Почему? Потому что если будет этот коридор, то он перекрывает путь «Север-Юг». Это российская сторона почему-то думает, что коридор «Север-Юг» пойдет через Азербайджан. Индийская сторона рассматривает коридор «Север-Юг» через Иран и дальше через Армению, Грузию. Но без Азербайджана. Это как бы факт. Почему? Потому что Азербайджан является союзником Пакистана, а Пакистан, безусловно, это враг Индии. То есть, поэтому Иран и Индия являются противниками Зангезурского коридора. Турция сторонник Зангезурского коридора в том плане, что он обеспечивает единый тюркский мир вплоть до Китая, Синьцзян-Уйгурский автономный округ и сразу на наше Поволжье и Сибирь. То есть Алтай, Сибирь, вот эти вот регионы. И только наши, я считаю, ограниченные чиновники думают, что это супер-пупер выгодный экономический проект».
В России ожидали, что Зангезурский коридор обеспечит бесперебойный сухопутный доступ к Армении и Турции, а также позволит сократить железнодорожное сообщение с этими странами примерно на 200 километров, и контролировать коридор будет Москва.
Но, по словам Евгения Бирюкова, в Турции над этим посмеялись. Турки воспринимают эту дорогу не экономическим проектом, а идеологическим путем продвижения ОТГ.
«Надо проверить МИД на предмет сотрудничества с иностранными разведками, это раз. Второе. Необходимо четко поделиться с тем, какие интересы у России в Закавказье. Что мы там вообще хотим? Потому что никто ни в Армении, ни в Грузии не понимает, чего вы вообще, в принципе, хотите. Конкретно, как выглядят интересы России или как формат присутствия России в Закавказье. Потому что если мы уйдем из Закавказья, то, скажем так, условно говоря, Закавказье придет к нам. В каком плане это я говорю? В том плане, что Азербайджан уже выдвигает претензии и на Дербент, и на другие некоторые наши кавказские республики. Поэтому этот вопрос, скажем так, стратегического выживания или существования присутствия вообще России на Кавказе», – заявил Евгений Бирюков.
Эксперт считает, что первоочередная задача России сейчас помириться с Арменией, Грузией и Азербайджаном, причем вернуть доверие простых людей, а не ориентироваться на интересы бизнеса или элиты.
Евгений Бирюков: Зангезурский коридор – мост в тюркский мир